о студии

твой выбор

найти свой путь

услуги и обучение

авторские права

творческие проекты

оформление
и продвижение

контакты




 
студия 618 Золотое сечение, Санкт-Петербург
студия 618 Золотое сечение, Санкт-Петербург

(812) 716 61 89
+7 911 913 29 64

Православные обители и храмы Северо-Запада
Россия, Карелия, Финляндия

  • тематические фильмы Дмитрия Аркадьева
  • паломнические поездки и консультации для самостоятельных путешествий
2006
Коневский
Рождество-Богородичный
монастырь
2008
Свято-Троицкий
Александра Свирского
монастырь
2008
Иконописная мастерская
г. Петрозаводск
Веры, добра и счастья!

Россия
Карелия
Финляндия
"Господарь Великий Новгород" (Варлаамо-Хутынский монастырь, Софийский собор, Новгородский Кремль, Перынский скит, Свято-Юрьев монастырь, Успенская церковь, музей деревянного зодчества "Витославлицы", Николо-Вяжищский монастырь)
"Собор морской славы России" (Ленобласть, г.Кронштадт)
"Написание и реставрация икон" интервью с художником-иконописцем Натальей Смирновой (г. Петрозаводск)

    Россия:

  Коневский Рождество-Богородичный монастырь (Приозеpcкий р-н, остров Кoневец) основан в 1393 году преподобным Арсением Коневским в 7 километрах от западного берега Ладожского озеpа на острове Коневец.

До 1940 г. находясь на территории Финляндии монастырь действовал. С 1944 года обитель использовала военно-морская часть. В 1990 г. монастырь возражден. В 1991 г. под полом нижнего храма обретены мощи преподобного Арсения. Почти все на острове восстановлено на пожертвования граждан Финляндии.

DV PAL, 2006г.

  Старо-Ладожский Никольский монастырь (г. Старая Ладога) один из древнейших монастырей, посвящен святителю Николаю Чудотворцу. Расположен в 120 километрах от Санкт-Петербурга, в селе Старая Ладога на левом берегу реки Волхов. Дата основания неизвестна, но преданию после того как в 1240 году Александр Невский разбил шведские войска у устья реки Ижоры в честь этих событий и был основан монастырь.

В 1927 году монастырь закрыли, на его территории разместили машинно-тракторную станцию, ремесленную школу и общежитие. 26 декабря 2002 года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил открытие Никольского монастыря для возрождения в нём монашеской жизни.

DV PAL, 2006г.

  Николо-Медведский монастырь (г. Новая Ладога) основан примерно в 14 веке на полуострове Медведец, уходящем в воды Ладоги. В 1702 г. во время Северной войны Петр I упразднил монастырь, отправив монахов в Старую Ладогу, приказал возвести ворота, накопать вал и построить каменную стену. Но в качестве крепости Новая Ладога не пригодилась - был взят Орешек.

На центральной улице города - Климентовская церковь 1740 годов. Двери настеж, мусор, битый кирпич, на стенах останки фресок 18 века. Улица упирается прямо в монастырские ворота. За ними два храма: церковь Иоанна Богослова 17 века и Никольский собор, первое упоминание о котором встречается еще в 1500 году. Церковь отреставрирована и в ней проводятся службы. Собор же находится в удручающем состоянии. С внешней стороны, обращенной к озеру, есть чугунная винтовая лестница, которая вела к иконе Николая-чудотворца, покровителя странствующих и путешествующих. Перед собором сухое дерево к которому приходят просить здоровья.

DV PAL, 2008г.

 

 

 

индивидуальное обучение, курсы, уроки, консультации и услуги: видеосъемка, видеомонтаж и звукорежиссура, фотография, графический дизайн, редактирование звука, создание и продвижение сайта, Photoshop, Premiere, Corel - фильм, ролик, клип, DVD, фотосессия, презентация, сайт - все о видео, фото, аудио и компьютерной графике

реклама от Google
 
  Введено-Оятский монастырь (Лодейнопольский р-н, ст. Oять) расположен в 200 км от Петербурга на берегу реки Оять. Время его основания точно неизвестно, мужской монастырь существовал здесь уже в 15 в. Известно, что родители преподобного Александра Свирского схимонах Сергий и схимонахиня Варвара были пострижены во Введенском Островском монастыре и здесь же потом и были погребены. Сейчас на этом месте стоит крест.

В декабре 1992 г. монастырь был возрожден как женский и ожил целебный, известный многими чудесами святой источник.

DV PAL, 2008г.



  Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (Лодейнопольский р-н, п. Свирское) В лесной глуши, недалеко от устья р.Свирь между озерами Рощинским и Святым в 1508 г., преподобный Александр Свирский, инок Валаамского монастыря заложил крошечную обитель, которая со временем превратилась в один из крупнейших монастырей русского севера.

К духовной помощи преподобного Александра Свирского обращались почти все русские цари. Перед взятием Казани молился Александру Свирскому Иоанн Грозный. Большие пожертвования монастырю были сделаны Федором Иоанновичем и Борисом Годуновым, приезжавшим в монастырь на богомолье. Особенно почитал святого Михаил Федорович Романов. Одна из первых часовен, которую построил Петр I в Петербурге, была освящена в честь Александра Свирского, приезжал Петр и в монастырь.

В 1917 г. все иноки вместе с настоятелем были расстреляны, нетленные мощи отправили в Военно-медицинскую академию Санкт-Петербурга, а на территории монастыря разместилась психиатрическая больница.

В начале 90-х гг. власти передали Русской Православной Церкви Свято-Троицкий собор, а 19 августа 1997 г. произошла официальная передача Александро-Свирской обители монашеской братии. 28 июля 1998 г. были переданы мощи преподобного Александра Свирского. В настоящее время они покоятся в прилегающей к собору церкви, к ним съезжаются для поклонения паломники со всей России. Доступ открыт с 8.00 до 21.00 ежедневно. У святых мощей совершается множество чудес и исцелений. Его тело благоухает, а из стопы преподобного исходит миро, запах которого все время присутствует в храме.

Посещение этого святого места заполнит Вас чистотой, светом и умиротворением.

На расстоянии всего 100 метров от Троицкого находится Преображенский монастырь. Он также уже частично восстановлен.

DV PAL, 2008г.

  Покрово-Тервенический монастырь (Лoдeйнопoльский р-н, ст. Тервеничи) - самая молодая женская обитель. Основан 1 июня 1991 г. Из Петербурга 249-ый км Мурманского шоссе, от развилки 5 км до монастыря, настоящая северная глубинка.

Тервенический погост упоминается в 1137 г. На горе над озером на собранные всем миром деньги в 18б1 г. построили каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Он был белый с ярко-синим с золотыми звездами куполом, богато укнашенный росписями и красивыми иконами. В 1935 г. в нем разместился клуб, потом склад зерна, а затем и удобрений. Они разъели штукатурку, настенные росписи погибли, храм быстро разрушался. Летом 1991 г. на развалинах был отслужен первый молебен и родилась новая обитель.

Сейчас храм полностью восстановлен, построены две новые каменные часовни, два келейных корпуса, трапезная с храмом в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских - основателей монашества на Руси, хозяйственные постройки. Главная святыня - Тервеническая чудотворная икона Божией Матери. От иконы и воды св. источника происходят многочисленные исцеления, особенно в помощь страждущим пьянством и наркоманией. В обители можно пожить и потрудиться. Паломников кормят, устраивают в гостинице.

DV PAL, 2008г.

  Тихвинский Успенский монастырь (г. Тихвин) представляет научный сотрудник музея Истории религии и Церковно-археологического музея СПб духовной академии, научный консультант Валаамского монастыря, религиовед, специалист по древнему и современному монашеству Наталья Харламова На месте, освященном в 1383 г. явлением чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы), названной впоследствии Тихвинской,в 1507-1515 гг. в замен сгоревшей деревянной церкви Успения был построен грандиозный Успенский собор.

Слава о чудесах Тихвинской иконы Божией Матери сделала образ общерусской святыней. В 1547 г. перед Казанским походом почтить святыню приехал царь Иван IV Грозный. В 1560 г. по его указу и был основан Успенский мужской монастырь.

С 20-х годов в монастыре размещался воинский гарнизон, помещения использовались производственных нужд. С конца 60-х годов архитектурные памятники монастыря были переданы краеведческому музею и начались работы по реставрации. В 1995 г. было принято решение о возвращении монастыря церкви. Во время войны Тихвинская икона была вывезена из страны и находилась в православном храме в Чикаго. Сейчас она снова с нами.

DV PAL, 2010г.

  Троицкий Зеленецкий монастырь (Волховский район, ст. Зеленец) представляет Наталья Харламова датой его основания новгородские писцы называют 1564 г. Основан преподобным Мартирием, единственным из русских святых, который воскресил человека. Мощи преподобного покоятся под спудом в нижнем этаже монастырского Троицкого собора.

Монастырь и прилегающая к нему деревушка занимают большую поляну, окруженную со всех сторон огромным болотом Зеленецкие Мхи. В 1937 году монахов вывезли в "неизвестном направлении", а монастырь использовался различными советскими структурами в "народно-хозяйственных" целях. В 1992 году монастырь был возвращен монахам. В 2001 году деревню Зеленец связали автомобильной дорогой с большой землей и обитель возрождается вновь.

DV PAL, 2010г.

    Карелия:



  Кафедральный собор Александра Невского (г. Петрозаводск)

До революции Петрозаводск украшали более тридцати церквей и часовен. В центре города на Соборной площади стояли три величественных собора — Петропавловский, Воскресенский и Святодуховский кафедральный собор.

В наши дни идет процесс восстановления небольшой части церквей и часовен: Кафедральный собор св. блг. вел. кн. Александра Невского (пр. А. Невского, 32) Крестовоздвиженский собор (ул. Волховская, 1) Церковь св. вмц. Екатерины (ул. Вольная, 1) Церковь во имя Сретения Господня (Ялгубское шоссе, 1а) Церковь ап. и ев. Иоанна Богослова (ул. Крупской, 12) Храм во имя св. вмч. Димитрия Солунского (микрорайон Сулажгора) Приход храма во имя св. вмч. Пантелеимона (ул. Древлянка, 8-а)

Остались на Руси и памятники деревянного зодчества, использующиеся не только как музейные экспонаты вроде заповедника "Кижи" или музея деревянного зодчества "Витославлицы" около Новгорода, но и по своему прямому назначению. Одной из таких действующих приходских церквей и является Успенская церковь (г.Кондопога).

DV PAL, 2008г.

  Важеозерский Спасо-Преображенский монастырь (Олонецкий район, п. Интерпоселок) из С-Петербурга 350 км до указателя "Интерпоселок" и от трассы СПб-Петрозаводск еще 12 км по грунтовой дороге.

Основанна обитель на берегу небольшого мелководного озера Важи примерно в 1520 г. преп. Никифором и Геннадием - учениками великого русского святого преп. Александра Свирского. С 1923 г. на ее территории был совхоз им. Зиновьева, в 1935 г. началось строительство Интерпоселка. Преображенский храм стал спортзалом, Святодуховский - клубом. После 1945 г. здесь находилась колония для несовершеннолетних и психбольница.

С 1991 г. монастырь был женским. Летом 2000 г. сюда были перенесены мощи блаженного инока Владимира, который был почитаем петербуржцами за подвижническую жизнь и трудный подвиг юродства. Отец Владимир говорил, что погребен будет в своей родной обители у трех берез. Так и случилось.

С ноября 2000 г. монастырю возвращен статус мужского и в нем проживает 20 человек братии, 10 сестер образованной при монастыре женской общины и трудники. С традиционным назначением обители местные жители осваиваются с трудом. Летом во время наплыва дачников, любимый вид развлечения здесь - пьянство, поэтому сегодня в монастырь приходят не крепкие верой, а истерзанные страстями.

DV PAL, 2008г.

    Финляндия:

Центр Православной культуры Joensuu, Новый Валаам, монастырь Линтула
Успенский кафедральный собор Helsinki: интерьвью со служителем храма Николаем Тарунтаевым
Православные церкви (Orthodox Kirkko) Hamina, Kotka, Joensuu, Varkaus, Mikkeli, Kuopio, Iisalmi, Oulu, Vaasa, Saarijarvi, Kokkola "Скандинавия"


HD TV fullHD 1920x1080, 2011-2014г.

Господарь Великий Новгород
Православные обители Новгородской области
DV PAL 2007г.

    Где можно побывать и что можно увидеть всего за один день? К примеру – Новгород. Новгородчина – земля русского Православия. Увидеть все ее соборы и церкви за день просто невозможно. И не пытаясь объять необъятное попытаемся просто почувствовать его, окунуться хотя бы на день в мир Русской Веры.

    И начнем мы не с Кремля, а с правого берега Волхова и находящегося там Варлаамо-Хутынского монастыря. Да и первый здравственный взгляд Кремлю лучше будет дать с правого – противоположного берега, откуда он предстанет во всем своем великолепии.

    Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь

    находится в 7 км от Новгорода. "Хутынь" - то есть «худое место» - по преданию издревле находилось во власти нечистой силы пока здесь не уединился для духовного подвига монах Варлаам. Срубив келью и изгнав злых духов силою молитвы, он поставил церковь Спаса Преображения.

    Монастырь же был заложен здесь в 12 в.. В 1462 году его соблаговолил посетить Иван Грозный. Возжелав приложиться к святым мощам, он повелел вскрыть раки, но когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опалив стену и южную дверь иконостаса. Иван Грозный в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю и с каждым его ударом оземь из земли вырывался огонь. Бросив посох, царь в ужасе покинул монастырь.

    После присоединения Новгорода к Москве (в 1478 году) здесь был построен Спасо-Преображенский собор. В этом соборе захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны.

    За собором сохранилась «святая горка» с часовенкой. По преданию землю для этой горки наносил сам Варлаам и паломники, приезжающие к святыням монастыря со всей России, босиком трижды обходят стоящую на ней часовенку.

    Богослужения в монастыре проводятся в 7.30 (9.30 по выходным) и в 18.00.

    Новгородский Кремль

                                                                                                                      Господарь Великий Новгород. Именно здесь - под сводами Владычной палаты, в январе 1478 года впервые прозвучало гордое слово - "Россия". Сердце города - Детинец - новгородский Кремль. Сердце Кремля - София Новгородская - первый русский каменный храм, воздвигнутый в начале 11 века при князе Владимире - старшем сыне Ярослава Мудрого.

    Избегнув разорения татаро-монгольского нашествия, Новгород сохранил многие выдающиеся шедевры древнерусского искусства. Главный Успенский иконостас Софийского собора, писавшийся с 14 по 16 столетия, по праву считается одним из них.

    Главный - западный вход в собор украшают бронзовые Магдебургские врата. Отлитые в середине 12 века немецкими мастерами Магдебурга, они хранят сцены из Ветхого и Нового Заветов. Храм несуетно ремонтируется, ныне действует и отрыт для богослужений.

    Самая древняя из дошедших до нас Софийская звонница впервые упомянута в летописи 15 века, а самый большой из четырнадцати ее колоколов весит более 20 пудов!

    В центре Кремля по проекту Михаила Осиповича Микешина сооружен памятник «Тысячелетия России», открытый 8 сентября 1862 года в канун празднования тысячелетия Российского государства.

    Памятник имеет форму колокола. На нем «в лицах» представлена история России. Нижний ярус, олицетворяющий «народность», увековечил 109 выдающихся деятелей России. Они объединены в 4 группы: государственные деятели, военные герои, деятели культуры и просветители. Средний ярус символизирует «самодержавие». Венчает же монумент сама Русь, преклоняющая колена пред ангелом с крестом.

    При выходе из Кремля неизбежно привлекает взор белеющий на правом берегу Волхова древний торг - «Ярославово дворище». Как сказывает легенда, именно здесь князь Ярослав в начале 11 века поставил дворец и окружившая его аркада Гостиного двора приглашала к пристаням подходящие суда купцов.

    Залюбовавшись с моста великолепным видом истоков Волхова нетрудно разглядеть вдалеке манящие нас купола Юрьева монастыря. Но прежде чем представиться этой древней обители мы поздороваемся с ее намного более древним предком.

    Перынский скит

    Неподалёку от Юрьева монастыря - у самых истоков Волхова расположено древнее урочище Перынь. В древности здесь было языческое капище бога Перуна, а после крещения Новгорода в 991 г. на его месте был построен христианский храм. Дожившая до нас церковь Рождества Пресвятой Богородицы появилась здесь на рубеже 12 и 13 веков и сейчас отреставрирована в первоначальном виде.

    Всех обычно интригует полумесяц надкупольного креста. Конечно же он не имеет никакого отношения к мусульманской символике. Такая форма креста была обычной для периода «домонгольского» христианства и «христианских» толкований ее немало. По одному из них полумесяц – это символ чаши и крест такой формы назывался "крестом виноградной лозы".

    Близ церкви примостились три одноэтажных кирпичных кельи монахов. И как и прежде их окружает посаженная в те же стародавние времена та же сосновая роща. И пусть в советское время на месте скита была турбаза, но все возвращается на круги своя. Монашеские кельи снова служат извечному, а распахнутые двери древней церкви ждут нас.

    Свято-Юрьев мужской монастырь

    расположившийся у истоков Волхова, основан в 1030 году православным князем Ярославом Мудрым - сыном равноапостольного крестителя Руси Владимира. Ярослав Владимирович, в святом крещении носивший имя Георгий в честь Георгия Победоносца, почитал своего святого как заступника не только русского княжеского дома, но и всего Отечества. Во имя святого воина-мученика он заложил монастыри в Киеве и Новгороде. Юрий – древнерусская диалектная форма имени Георгий – она и дала название монастырю.

    Главный монастырский храм - Георгиевский собор – построен в начале 12 века. Величественный, уступающий в размерах только «Софии Новгородской» - он будто высечен из единого куска белого камня. И так как основана обитель была русскими князьями, то вполне естественно стала служить местом их последнего упокоения – в соборе были похоронены сыновья князя Ярослава Владимировича - Изяслав и Ростислав, у южной стены собора похоронен старший брат святого князя Александра Невского - князь Феодор Ярославич, а подле могилы старшего сына схоронили и их мать - княгиню Феодосию Мстиславну.

    С 1995 года после лихих лет советского разорения Юрьев монастырь вновь стал монашеской обителью. Трудом и молитвою немногочисленной братии и паломников монастырь возрождается, восстанавливаются храмы и совершаются богослужения. Сегодня это действующий мужской монастырь, открытый для «мирских» с 10.00 до 20.00. Богослужения проводятся в 9.00 (по выходным - в 10.00) и в 18.00.

    Прямо у стен Юрьева монастыря примостилась очаровательная деревянная мельница, а за полем просматривается деревянная церковь. Это уже «экспонаты» музея народного деревянного зодчества

    "Витославлицы"

    Новгородские мастера были истинными поэтами Дерева. Обычные вещи – будь то прялка или ложка - превращались в произведения искусства. Но то, что создавалось русской смекалкой и натруженными руками при помощи обычного топора – изумляет и просто потрясает.

    Датой основания музея можно считать 1964 год - осенью того года из села Курицко сюда была перевезена Успенская церковь 16 века. Так началось создание музея деревянного зодчества - сюда из разных уголков Новгородской земли стали свозить на сохранение уникальнейшие деревянные постройки. Село Витославлицы, стоявшее здесь с 11 века, естественным образом одолжило ему свое название.

    Наиболее распространены на Новгородчине были избы, стоящие на высоком подклете и под одной крышей со скотным двором «на задах». Часто сбоку имелся "передок" для телеги, дровней и саней.

    Разновидности изб имеют каждая свое название. Изба "брусом" все помещения располагает под общей двухскатной крышей вглубь друг за другом. Изба "кошелем" также ютит все под одной двухскатной крышей, но один скат у нее крутой, а другой – пологий и очень длинный. В такой избе помещаются сразу два жилья: летнее - на высоком подклете, и зимнее - без подклета, а скотный двор, хлев, сени, амбар и сарай над амбаром расположены за жильем.

    А еще есть "Двойни" и "Пятистенки". "Двойни" - тоже летняя и зимняя избы, тоже под общей двухскатной крышей, но соединены сенями. Из обоих жилищ есть еще и проходы на задние сени к которым пристроен скотный двор. Он уже под своей собственной односкатной крышей, зато над ней устроен фронтон с дверью - для загрузки сарая сеном. "Пятистенок" же более прост – он без передних сеней. Низкая подизбица здесь зовется либо подпольем – коли вход в нее только из жилья через проход - "голбец", либо подвалом - ежели наличествует вход и снаружи.

    Запланирован музей был «этнографическим» - доступны для ознакомления изнутри лишь крестьянские избы, кузница и гумно - ведь призван он к службе благой цели – рассказать своим гостям о жизни крестьян, их ремеслах, повседневном труде и быте, празднествах и обрядах, кои естественным образом немного различались в разных областях новгородской земли. Поэтому изначально предполагалось представить здесь лишь пару церквей с колокольней - как «культовые» постройки. Но душу у народа не выковырять – все самое прекрасное русский человек всегда посвящал Богу. Сейчас здесь 7 церквей и 3 часовни и без их колокольного перелива в мягкой деревянной оправе русскую душу не понять.

    Часы работы: 10.00-18.00 (с 1 апреля до 1 октября), 10.00-17.00 (с 1 октября до 1 апреля), без выходных.

    Так в степенных беседах с радушными новгородцами неспешно склонился день. И уже на обратном пути мы нанесем крайний на сегодня визит в

    Николо-Вяжищский женский монастырь

    Он тоже действующий и находится всего в 12 километрах на северо-запад от Новгорода. Сразу же за последними жилыми городскими домами мы сворачиваем с Санкт-Петербургской улицы налево – на дорогу, ведущую к огромному промышленному комплексу НПО "Азот" и, немного не доезжая до комплекса, высматриваем еще один поворот налево. Дорога здесь асфальтовая и по ней всего 4 км до Вяжищ, но вид, открывающийся через бескрайние новгородские поля, может заставить остановиться и замереть.

    Монастырь был основан в конце 14 века, а его главный храм - Никольский собор и церкви святых Иоанна Богослова и Вознесения с трапезной палатой и колокольней - датируются концом семнадцатого.

    Самый молодой из увиденных нами сегодня - Николо-Вяжищский монастырь обладает своей особой индивидуальностью. Особую неповторимую красоту монастырю придает разнообразие изразцов, которыми обильно украшены все его здания. В Новгороде изразцы стали применять с 16 века и довольно часто - ими украшены многие городские постройки, но такого изобилия изразцовой роскоши не встретить нигде.

    Вяжишские изразцы представляют собой квадраты керамической плитки с ярким рельефным рисунком, покрытым эмалью пяти цветов: бирюзового - синего - белого и желтого с коричневым. Он очень отчетливо различим даже на большой высоте.

    В монастыре действуют два храма: собор святого Николая и церковь чудотворца Евфимия, архиепископа Новгородского. Еще два храма - Вознесения Господня и Иоанна Богослова - в стадии реставрации.

    Монастырь открыт в любое время. Богослужения проводятся ежедневно в 7.00 и в 17.00. Мощи святого Евфимия - святыня обители - «почивают под спудом» в церкви его имени и с верою притекающие к ним получают исцеления от страстей и недугов.

    Вяжищский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви в 1989 году. Сейчас в обители живут 15 насельниц. На послушаниях с ними трудятся добровольные помощники - паломники. В подсобном хозяйстве - скотный двор и теплицы. Монастырь владеет 40 гектарами земли, используя ее под пашни, пастбища и сенокос.

    Возвращаясь домой и покидая обитель просто невозможно не оглянуться и не остановиться, заглушив двигатель. Среди перелесков и полей с беспечными журавлями остающийся вдали монастырь, торжественный и величественный на фоне русской природы, уверит любого на этом пути что Господь любит нашу землю, а то, что творим на ней мы - мы творим сами.

Автор: Дмитрий Аркадьев, 2007 г.

в содержание проекта

Собор морской славы России
Кронштадтский Николаевский Морской собор
DV PAL 2007г.

    Город Кронштадт расположился посреди финского залива на острове Котлин. Остров этот - как охраняющий Петербург огромный крейсер - шириной менее трех километров, но вытянут с запада на восток почти на десять.

    В самом центре города - на Якорной площади – расположен главный собор Российского флота - Кронштадтский Николаевский Морской собор. По своему величию он является вторым в России после Храма Христа Спасителя. Высота его главного купола с крестом - 70,6 м. - он виден с любого места Невского фарватера.

    Три фасада храма украшены мозаикой: над северными воротами - образ Божьей Матери, над южными - святителя Митрофания Воронежского, а над главными - западными – святых апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца и Иоанна Рыльского.

    Собор был оборудован «по последнему слову техники» того времени: в подвале разместили стационарную пылесосную станцию, автономную систему парового центрального отопления и электрооборудование - собор освещали 5000 электрических лампочек по десятку свечей.

    Храм «молод». Построенный к 300-летию Дома Романовых в 1913 году, он был памятником всем морякам, погибшим защищая Отечество - на мраморных мемориальных досках, находившихся внутри храма по окружности стен, были нанесены имена всех моряков, отдавших свою жизнь Родине со времени основания Русского флота. И они ежедневно поминались в храме. Начавшаяся через год после освящения собора Первая мировая война добавила к ним новые имена.

    Строился собор на пожертвования моряков всей России. Он вмещал до шести тысяч человек – в центральной части под куполом могло находиться до 3000 молящихся и столько же могло стоять на галереях. Ковры для собора жены моряков вышивали вручную больше года. Вся работа выполнялась безвозмездно.

    В 1918 году здание собора, как и все церковные строения в Советской России, было национализировано, а в 1929 году храм был окончательно разорен. Больше нет его семнадцати колоколов – они отданы в Рудметаллторг для переплавки, сброшены с собора семь позолоченных крестов, ничего не осталось от внутреннего богатого убранства. Серебряные «ценности весом 37 кг» переданы в контору Госбанка, остальное «имущество» собора - более 2000 предметов - по оценочной описи на сумму 39 389 рублей 10 копеек перешло в ведение Госфонда.

    Памятные доски — 130 черного мрамора и 20 белого — «оценили» по 5 рублей за штуку. Иконостас из уральского мрамора с мозаичными и бронзовыми украшениями, шесть мраморных престолов и все 150 памятных досок с нанесенными на них золотом именами героев флота за 200 лет его существования по распоряжению «Особой части по Госфондам» «за неликвидностью» были сняты со стен и использованы под электрощиты и в общественной бане - в качестве удобных сидений.

    Внутренняя роспись стен и куполов была заштукатурена и открылся кинотеатр имени Максима Горького, затем Дом офицеров и наконец настоящий киноконцертный зал со сценой, партером, балконом и гардеробом. Подкупольное пространство было разделено подвесным потолком, потолок и стены были украшены росписями на военно-морские темы и все это «великолепие» осветила люстра аж на 300 ламп.

    Но не смотря на эпоху оголтелого атеизма художники, работавшие в храме, смогли сохранить часть его Духа. Для сюжетов росписи были взяты четыре события на Балтике, имеющие отношение к городу Кронштадту: 250-летие города Кронштадта - 1954 год; сражение в Ирбенском проливе - 1941 год; Аврора - 1917 год; Гангут - 1714 год. Жёлтые квадратики – это нарукавные знаки у моряков (морские штабы): механики, штурманы, электрики, водолазы, связисты, мотористы и так далее - эмблемы боевых частей. Классически выполненный потолок - сюрреализм 50-х гг. А Византийские росписи – как пламя горящей свечи, горят огнём первозданности и вечности. Потолок их не "задавил", и задача художников была решена - каждый человек, который заходит в храм, получает психологическое воздействие и ощущает себя на пограничной грани между жизнью и небытиём.

    И если только находясь в центре собора представить анфиладу окон, мысленно раздвинуть пространство и убрать потолок, то можно ощутить все его величие. Два яруса галерей поддерживают колонны искусственного мрамора. Колонны разного цвета. Это - таинство внутреннего мира, которое находится у каждого человека в контрастности: торжество - горе, добро - зло, счастье - несчастье, жизнь - смерть... Сам собор построен по образу мира: Вселенная (потолка не было), средний мир или «наос», под деревянным настилом – изображение морского дна и Преисподняя или подножие. Купол у этого собора выполнен в форме компаса и тридцать два окна – это своеобразные градусы Румбы, по которым можно ориентироваться в пространстве. И в Отечественную войну этим способом воспользовались - там находился военный корректировочный пункт.

    Подняться на хоры под куполом взрослому человеку не просто – сюда ведет всего одна очнь узкая и низкая витая чугунная лесенка - она рассчитана только на мальчиков – певчих. Акустика здесь идёт по кресту: «Святые Боже, Святые Крепки, Святые Бессмертны – подымут нас». Акустика идёт по кресту, диаметр этого купола – 28,5 метра. Мальчики стояли здесь и звучание песнопения шло по всему собору.

    Под охрану государства как памятник архитектуры здание собора было взято только в 1976 г. В настоящее время оно «находится в пользовании» Кронштадтского Дома офицеров - на галереях Собора размещается филиал Центрального военно-морского музея «Кронштадтская крепость», а центральная часть собора по-прежнему закрыта от взоров посетителей замурованной анфиладой.

    Лишь в 2002 г. над главным куполом Собора вновь воссиял семиметровый крест, а в правой галерее первого этажа был освящен один престол некогда шестипристольного храма и «по согласованию с администрацией» Дома офицеров причт собора Владимирской иконы Божьей Матери может теперь "по праздникам" проводить здесь богослужения.

    И по сей день Храм Божий стоит опустевший и разоренный. Величественный и безмолвный, он все еще пережидает эпоху мракобесия - эпоху крутых автомобилей, бесполезных коттеджей и евроремонта мозгов.

    И, без сомнения, переживет.

Автор: Дмитрий Аркадьев, 2007 г.

в содержание проекта

мы на:
vkontakte youtube instagram yp google yandex rambler mail yahoo nigma qip bing

обмен баннерами Магазин-ателье FASHDAN. Одежда, обувь, аксессуары и украшения для танцев. Rambler's Top100 Студия

наверх главная проекты услуги обучение контакты


© Студия 618   все публикации депонируются для регистрации авторских и смежных прав